Киношкола / Новости / 10 фишек, помогающих сделать ваш сценарий лучше

10 фишек, помогающих сделать ваш сценарий лучше

10 фишек, помогающих сделать ваш сценарий лучше

Обычно я тут раздаю формальные советы, но сегодня я собираюсь поделиться чем-то совершенно иным. А именно сценарными трюками и чёткими советами, которые не факт, что приведут вас к идеальному сценарию, но точно добавят в него перца.

Можете воспользоваться парочкой из них, а можете использовать все. Это как вам угодно – вреда не будет.  

1. Концепт, который вы не должны защищать
 
Я сталкиваюсь с этим постоянно. Кто-нибудь питчит мне свою идею. Типа, группа людей в Лос-Анджелесе идёт к своей цели, преодолевая препятствия, и в конце достигает успеха. И тут же автор начинает защищать свой логлайн, хотя я ещё не сказал ни слова: я знаю, звучит не очень примечательно, но, на самом деле, это о парне, у которого есть театральная студия, и вот он…
 
Стоп!
Никто же не говорит, что из этой идеи обязательно получится ужасный сценарий. Если автор хорошо знает своего персонажа, сценарий может быть замечательным.
 
Я обещал поделиться трюками, помогающими сделать вашу работу легче. Так вот, легче будет, если вы начнёте с концепта, говорящего за себя, а не со скукоты, которую приходится защищать.
 
«Молодой афро-американец посещает жутковатых родителей своей белой подружки, и начинает подозревать, что они затеяли эту встречу, чтобы навредить ему». Как-то так.
 
2. Как минимум один большой персонаж
 
Большой персонаж выпрыгивает со страниц сценария и привлекает больших актёров. Вам нужен болтун, у которого на всё есть своё мнение, и он слегка чокнутый. Джуно. Леди Бёрд. Уолтер из «Большого Лебовски». Луис из «Стрингера». Милдред из «Трёх билбордов». Диксон из тех же «Билбордов».
 
Это самый простой способ сделать ваш сценарий запоминающимся.
 
3. Яркая открывающая сцена
 
Это телевизионная фишка. Но она доступна и вам, писателям. Дайте нам сцену, которая сразу захватит нас. Если у вас нет такой сцены в начале истории, дайте нам флешфорвард[1].
 
Первые пять страниц, по которым вас будут оценивать, должны быть самыми цепкими. Читатель, редактор, ридер обычно думает, блин, ещё один ужасный сценарий, который мне надо прочитать вместо того, чтобы писать свой собственный шедевр. И тут вы обрушиваете на него чумовую сцену. Типа как в «Крике», «Начале», или во всех фильмах о Джеймсе Бонде. И всё, он не может остановиться.
 
4. Экономичное описание
 
Старайтесь умещать большинство абзацев в три строки. А затем большинство из них превратите в две. Если вас это пугает, хорошо!
Сценарии должны быть лёгким чтением, а не тяжёлой повинностью. Научитесь быть поэтом – говорить как можно больше, используя слов как можно меньше.
 
5. Небольшая группа сильных персонажей против большой группы посредственных персонажей
 
Оригинальные сценарии лучше работают с ограниченным набором персонажей. Возражайте сколько хотите, но это не изменит того факта, что сценарный формат любит истории на 4-5 основных персонажей. «Кловерфилд 13», «Прочь», «Из машины», «Комната».
 
А все эти супергероические фильмы с тридцатью героями – не оригинальные сценарии. Это продолжения уже известных ранее историй. Поэтому и без того перегруженному ридеру не нужно отслеживать все тридцать героев сразу.
 
Маленькая группа персонажей позволяет вам сфокусироваться на истории и уделить каждому персонажу больше внимания. Так что разрабатывайте идеи, подходящие этому условию.
 
6. Диалог – это модель, а не манекен
 
Диалог манекена – это голый смысл. По форме вроде человек, но без какой-либо индивидуальности.
Модель же имеет своё лицо и выражает эмоции. У неё есть волосы, которые вы можете укладывать. Вы можете одеть модель во что-то роскошное, или стильное, или распущенное, или изысканное. Короче, делать с ней, что хотите.
 
Вот вам сцена из «Трёх билбордов», где Диксон пьян и пристаёт к Милдред в баре.
Джеймс говорит Милдред, что она производила хорошее впечатление, когда выступала вчера по телеку. И вот как мог бы ответить Диксон, будь он «манекеном»: «Зачем ты поддерживаешь её? Она же не права!». Заметили, как это прямолинейно и скучно? Так мог бы сказать кто угодно в мире.
 
А теперь сравните с «модельной» версией, которая и была в фильме: «Я не думаю, что ты произвела хорошее впечатление, когда говорила. Подумал, ты производишь впечатление тупой дуры». Диксон – идиот. Шестиклассник в мужском теле. У него хромает грамматика, и бедный словарный запас.
Вот так надо использовать диалог. Через диалог вы выражаете индивидуальность персонажа.
 
7. Антагонист с личной мотивацией лучше, чем с глобальной
 
Марвел всё ещё косячит с этим, но уже виднеются признаки исправления курса.
Плохой парень, которому нужен какой-то предмет, чтобы навредить целому миру – это скучно, потому что банально.
 
А вот плохой парень, у которого личные тёрки с главным героем, типа как мы видели в «Чёрной пантере», это интересно, потому что эти тёрки особенные.
 
Если это не работает на вашу историю, то разместите личные претензии антагониста максимально близко к герою. Типа как сделали в «Человеке-пауке: Возвращение домой».
Стервятник хотел навредить городу, потому что город разорвал с ним контракт, чем разрушил его карьеру и оставил его семью «на мели».
 
Злодей с убедительной мотивацией наполнит вашу историю «мясом».
 
8. Один гигантский setup и payoff
 
Сначала небольшое отступление. Переводить термины setup и payoff, как «завязка» и «развязка» в данном случае некорректно, так как может возникнуть путаница с хорошо известными русскому читателю терминами. Здесь setup это незначительная на данный момент информация, которую автор даёт зрителю, и которая впоследствии получит неожиданное развитие, зачастую критическое для сюжета, payoff.
 
Так вот, у вас может быть сколько угодно таких завязок и развязок, но вам нужна одна действительно большая. Зритель любит, когда его обманывают. К сожалению, я не наблюдаю сейчас этот приём так же часто, как раньше.
 
Вспомните постер с Ритой Хейворт в «Побеге из Шоушенка», змей в «Индиане Джонсе», или башню с часами в «Назад в будущее». А сейчас что?
 
9. Неожиданный поворот в конце
 
Я немного сомневаюсь насчёт этого пункта, но ничто так не влияет на читателя, как твист, которого он ещё не видел.
 
Нет ничего, что может улучшить ваш сценарий быстрее, чем крутой твист в конце.
 
10. И последнее. Одна сцена, о которой все будут говорить, выходя из кинотеатра
 
Я даже не могу назвать, сколько я прочитал сценариев без единой запоминающейся сцены.
 
Вам нужна сцена, определяющая весь фильм.
 
Это легче, чем вы думаете. Просто придумайте сцену, на которую, вы точно знаете, у зрителя будет сильная реакция.
 
Как например, секс с рыбой в «Форме воды». Или сцена с персиком в «Зови мне своим именем». Или где Диксон выбрасывает рекламного агента из окна в «Трёх билбордах».
 
Как-то так! А теперь возвращайтесь к работе!
 
ИСТОЧНИК


[1] Приём, противоположный флешбэку. При возникновении флэшфорварда сюжетная линия прерывается и мы наблюдаем действия, которые будут происходить позднее.