Киношкола / Новости / Лонгрид на тему: Как не бросать писать сценарий

Лонгрид на тему: Как не бросать писать сценарий

Лонгрид на тему: Как не бросать писать сценарий

Наш отдел переводных текстов снова взялся за словари иностранных языков, и выдал на-гора очередную статью.

Все мы знаем, как мучительно больно может даваться сценарий. Иногда настолько мучительно, что хочется забросить его куда подальше, и не вспоминать никогда. Эта статья поможет преодолеть все трудности, и довести работу до конца!
 
***
 
Самая трагическая вещь на свете – это заброшенный сценарий. Окей, может быть это преувеличение, но, по крайней мере, для мира сценаристов это правда. За все годы были заброшены десятки миллионов сценариев. И даже больше! И причина этого в том, что мы никогда не знаем, станут ли они великими фильмами. Джордан Пил бросал писать «Прочь» пятнадцать раз. Представьте на минуту, если бы в какой-то момент он это сделал на самом деле. Он бы тогда не получил Оскар!
 
Поэтому давайте поговорим о том, почему писатели бросают свои сценарии. Самая распространённая история — вас распирает от новой потрясающей идеи, и вы тут же кидаетесь расписывать её. Страницы летят. За несколько дней вы заканчиваете первый акт. И вдруг всё как-то замедляется. Магия вдохновения меняется на отторжение. Вы не понимаете, что случилось. Ведь всё было так легко вначале! Что же изменилось?
 
Дело в том, что, когда нас посещает идея, мы чаще всего думаем о ключевых сценах. Возьмём, к примеру, «День независимости». Когда у вас возникает такая идея, вы не думаете о том, что именно персонажи будут обсуждать на семидесятой странице. Вы думаете о корабле пришельцев, парящем над Белым домом, и взрывающим его. После того, как вы напишете все такие сцены, вы останетесь один на один с Историей! С вашими персонажами, их характерами, взаимоотношениями, и темой фильма. А об этом как раз вы ещё не думали. Вот почему большинство сценариев погибает на ранних стадиях.
 
Бывает, что новая идея кажется величайшим фильмом в истории. Санта Клаус похищает Джеффа Безоса, потому что Амазон выталкивает его из бизнеса? Чёртовски отличная идея, скажете вы! Я даже вижу уже первые сцены. Санта застаёт своих эльфов, заказывающих рождественские игрушки через Амазон. А через три недели вы просыпаетесь, и понимаете, что это была наитупейшая идея. Так ещё один сценарий остаётся недописанным. Отсюда моя первая подсказка.
 
Подсказка №1: Когда вас посещает идея, поживите с ней как минимум три месяца.
 
Знаю, это звучит безумно. Но я бы продлил этот срок до шести месяцев, если возможно. Плохие идеи испаряются быстро. Хорошие идеи – остаются. Так что, если вы до сих пор думаете над идеей, озарившей вас шесть месяцев назад, высоки шансы, что она стоит того, чтобы взять её в работу.
 
Но не только это! Пока вы ждёте, вы можете делать заметки, и тогда история обрастёт «мясом». Я думаю о таких заметках, как о «сценарном боеприпасе». Чем больше у вас таких боеприпасов, тем больше шансов, что вы закончите этот сценарий.
 
Теперь давайте представим, что у вас есть идея, с которой вы прожили шесть месяцев, и по которой вы всё ещё хотите писать сценарий, а за время ожидания вы делали массу заметок. Вы садитесь писать свою историю, и… оказываетесь всё в том же тупике. Да, вы продвинулись немного дальше, чем если бы начали писать сразу. Но всё равно, к шестидесятой странице ваша креативность улетела в отпуск на Багамы. В чём же дело? А я вам скажу, в чём.
 
Подсказка №2: Самая распространённая причина, по которой сценаристы приходят в тупик – у них нет аутлайна*.
*Аутлайн – это уже не синопсис, но ещё не поэпизодный план. Вот как этот термин объясняет Василий Соловьёв в своей книге «Продюсер»: Аутлайн — это все произошедшие в картине события в хронологической последовательности. В поэпизодном плане эту последовательность уже можно будет менять, чтобы произвести на зрителя дополнительный эффект при монтаже.
 
Было время, когда я думал, что составление аутлайна равно бросанию маленьких бельчат в блендер. То есть, чистое зло. С тех пор я узнал, что практически все противники аутлайна – новички или посредственности, которые верят, что аутлайн разрушит их художественное видение. Между тем, 99% профессионалов слепо верят в аутлайн. И кто же, как вы думаете, прав? Величайший плюс аутлайна в том, что вы создаёте страховочную сетку для ваших идей. Теперь у вас есть план для любой трудной ситуации.
 
Я всегда находил аутлайн решением всех проблем. У тебя не может быть ступора, если ты уже написал всё заранее. Но один писатель недавно задал мне хороший вопрос: а что, если у тебя кончатся идеи ещё на этапе аутлайна.
 
Аутлайн – это практически сценарий. Только сокращённый. Одно то, что ты его пишешь, не значит, что у тебя магическим образом появятся идеи для каждой сцены в твоей истории. Писать в такой форме, возможно, даже сложнее, потому что это не основательные идеи, а концептуальные фрагменты, зачатки идей. И что же произойдёт, если ты не можешь закончить даже аутлайн?
 
Подсказка №3: Аутлайн будет бесполезным без предварительного понимания структуры истории.
 
Аутлайн – это не какая-то случайная последовательность идей. Он должен держаться на основополагающих принципах структуры истории. Это значит, что перед тем, как вы напишете хоть что-то, вы должны понять, что у истории есть начало (где вы обозначите причины, по которым герой отправится в путешествие), середина (где путешествие подвергнется испытаниям), и конец (где вы завершите это путешествие). Антиструктуалисты будут со мной спорить, но это основа всех хороших историй, так что не обращайте на них внимание.
 
Начало сценария (первый акт) длится примерно 25 страниц. Середина (второй акт) займёт ещё 50 страниц. Конец (третий акт) – ещё 25 страниц. Почему же так важно это знать? Потому что одна из причин, почему мы бросаем сценарии, это боязнь чистого листа. Чем меньше мы планируем, тем скорее такой лист возникнет. Таким образом, наша цель разбить эти сто страниц на мелкие части. Вы не обязаны писать все сто страниц сразу. Вам нужно написать всего 25. А затем написать ещё 50. После которых вам останется написать ещё 25. Вот и всё!
 
Но 25 страниц всё равно много, если творческие соки иссякли. Тогда давайте разобьём сценарий на ещё меньшие части. Я предпочитаю метод восьми последовательностей. В первом акте у вас две последовательности по 12 страниц. Во втором акте – четыре. И в третьем акте – ещё две. Теперь вам не нужно наполнять сто страниц. Вам надо наполнить 12. Затем ещё 12. И ещё. Уловили? Для того, чтобы этот метод был эффективным, вы должны знать, что делать внутри каждой из этих последовательностей. Если вы немного потерпите, я помогу и с этим.
 
Последовательность 1 (страницы 1-12) это то, где вы рассказываете о нормальной, ежедневной жизни ваших героев, а затем подкидываете им проблемы, нарушающие привычную жизнь. Например, фильм «Апгрейд». Чудесная жизнь одного парня разрушается, когда бандиты убивают его подружку, а он сам оказывается парализованным.
 
Последовательность №2 (страницы 13-25). Здесь герой противится путешествию перед тем, как собраться с мыслями и устремиться к цели. Он может проявить мягкость, снисходительность. Иногда эта последовательность становится «штилем перед бурей», где события сценария толкают героя к действию. Приведу в пример «Исчезнувшую». После того, как Ник узнал, что его жена пропала (Последовательность №1), он втягивается в расследование, в котором он вроде и хочет принимать участие, а вроде и нет.
 
Последовательность №3 (страницы 26-38). Здесь ваш герой начинает преследовать цель. Это очень логичная часть сценария. Чего бы ваш герой ни хотел, он должен сделать первый шаг. В «Ночных играх» нужно выйти из дома, чтобы найти «убийцу». А в «Джуманджи» - пересечь джунгли, чтобы найти кристалл, который вернёт героев домой.
 
Последовательность №4 (страницы 38-50). Здесь ваш герой понимает, что достичь цели будет не так-то просто. Здесь же вы начинаете развивать межличностные конфликты. Это оживляет историю. Сценарий не должен быть только лишь о физических препятствиях. Препятствия возникают и между персонажами (несогласия, старые обиды, разные мировоззрения, глубоко запрятанные проблемы, которых персонажи избегали годами). Если опять говорить о «Джуманджи», то это последовательность, в которой Скала и Кевин Харт дерутся, выясняя отношения.
 
Последовательность №5 (страницы 51-62). Что-то значительное должно произойти в центральной точке. Что-то, что нарушит все планы. Ваши персонажи вынуждены принять этот новый вызов, который отвлекает их от основной цели. В «Джуно» это сцена, где Джуно приходит к Марку, а Ванессы нет дома. Эти двое проводят время вместе, и опасно сближаются. После этого меняется вся динамика того, с кем Джуно хотела оставить своего ребёнка.
 
Последовательность №6 (страницы 63-74). В этом месте ваш герой возвращается на свою тропу и прилагает все усилия для достижения цели. Но, несмотря на это, всё заканчивается коллапсом, как сюжета, так и персонажа – герой заканчивает Последовательность в самой нижней точке. Так низко, что мы убеждены — он проиграл. В «Тихом месте» (спойлер!) это гибель отца.
 
Последовательность №7 (страницы 75-87) показывает, как ваш герой грустит и слоняется без дела перед тем, как извиниться, или решить проблемы с помощью других ключевых персонажей. Это придаёт ему силы, и он либо бежит за Ковчегом, или противостоит злодею, или едет в аэропорт, чтобы остановить тот самый самолёт.
 
Последовательность №8 (страницы 88-100). Эту последовательность написать легче всего. Это финальная схватка, кульминация. Том Круз дерётся с Генри Кэвилом, чтобы предотвратить ядерный взрыв. Гарри признаётся в любви Салли. Натали Портман даёт отпор Мерцанию в «Аннигиляции». После этого вам нужно дописать две-три сцены для пролога, и всё!
 
Это очень и очень упрощённая схема метода восьми последовательностей. Номера страниц указаны условно. Некоторые последовательности могут быть длиннее, другие короче. Всё зависит от вашей истории. Возможно, вы захотите обрушить на вашего героя тонны обстоятельств во время Последовательностей 3-6.
 
Я очень кратко рассказал, насколько важно развитие персонажа. Когда у вас не получается заполнить страницу, обычно это значит, что вы недостаточно изучили вашего героя. Вам нужны персонажи с недостатками для того, чтобы выстроить сцену, где будет брошен вызов этим недостаткам.
И вам нужен нерешённый конфликт в каждых ключевых отношениях в вашей картине. Этот конфликт займёт пять-шесть сцен в сценарии, чтобы герои только задумались о различиях между собой.
 
Не бойтесь экспериментировать с форматом. Особенно если вы пишете сценарий для практики. Но если вы совсем новичок, хорошо бы вам сначала научиться писать структурированные сценарии. Когда вы постигнете правила, вы успешнее будете нарушать их.
 
Теперь вы понимаете структуру, которая позволит вам правильно написать аутлайн, который позволит вам написать сценарий без запинок. Всё круто, да? Надеюсь, что да. Само по себе предварительное планирование не избавит вас от проблем. Вы будете часто сталкиваться с тем, что многое, в чём вы были убеждены, просто-напросто не работает. Или с тем, что ваш главный герой скучный. Или столкнётесь с проблемой в сюжете, которая не имеет решения. Однажды я писал сценарий о путешествии во времени, в котором мне нужно было, чтобы герой мог перемещаться во времени в любой момент, когда бы он захотел, но все остальные персонажи могли совершать такое путешествие всего один раз. Я так и не решил эту проблему и забросил сценарий.
 
Если вы всё ещё натыкаетесь на подобные проблемы, то вот несколько соображений, что вы можете сделать.
 
ЗАПИШИТЕ КОНКРЕТНУЮ ПРОБЛЕМУ – Многие писатели не могут выйти из тупика просто потому, что они не могут понять, что конкретно не так. Во что вы упёрлись? Это потому что вы не знаете, как переместить героя из точки А в точку Б? Скучная сцена и вы не знаете почему? Добавьте конфликта!
Не знаете, что должен ваш герой делать дальше? Добавьте промежуточные цели.
 
Чем конкретнее вы определите проблему, тем легче будет найти решение. Мне, кстати, помогает сон. Я сначала определяю проблему, а решение ищу после того, как посплю.
 
ПРОДОЛЖАЙТЕ ПИСАТЬ, ДАЖЕ ЕСЛИ НИ ЧЕРТА НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ! – Писанина решает не всё, но это лучше, чем не писать совсем. Я заметил, что если писать достаточно долго, то хорошие идеи рано или поздно приходят. Не важно, насколько вероятным это кажется прямо сейчас.
 
ОБСУЖДАЙТЕ ИДЕИ С КЕМ-НИБУДЬ ЕЩЁ - Проговаривайте всё. Даже если ваши друзья далеки от сценарного дела, это может навести вас на новые идеи. Дайте им выжимку вашей истории, объясните, почему застряли, и затем обменивайтесь идеями друг с другом. Не осуждайте и не судите. Плохие идеи — это тоже прекрасно, потому что много хороших идей родилось из плохих.
 
ЗОЛОТО — ПО ТУ СТОРОНУ ПРОБЛЕМЫ – Наибольший прорыв в написании сценариев случается, когда вы решаете наибольшие проблемы. Многие из вас через это проходили. Вы уже думали, что ничто не может спасти ваш сценарий. Вы тратили недели, пытаясь исправить невозможное. Но когда вы в конце концов нашли решение, вы увидели сценарий с такой ясностью, с какой не видели до этого. В решении трудных проблем есть что-то, что улучшает ваше понимание сценария.
 
ЕСЛИ НИЧЕГО НЕ ПОМОГЛО ИЩИТЕ ПОМОЩИ ПРОФЕССИОНАЛОВ – Если вы конкретно застряли, обратитесь за профессиональной помощью. Если, конечно, можете себе это позволить. Многие ридеры читают незавершённые сценарии со скидкой. И я по себе знаю, что это помогает. Другой писатель может указать вам, в чём вы неправы. Если вы не можете позволить себе профи, найдите друзей, занимающихся сценарным делом, и дайте им почитать вашу работу. Вы удивитесь, как много может дать новая пара глаз.
 
И ещё. Помните, что существует причина, почему сценарии так много раз переписываются. Нужно время, чтобы найти лучшую версию вашей истории. Так что, это нормально, если сейчас вы никак не можете с ней справиться. Попробуйте восемь последовательностей, напишите весь сценарий даже если он не идеальный, проверте его на наличие ошибок, устраните ошибки. Что действительно хорошо в сценариях, это то, что в них всегда есть, что улучшать. А если не знаете, как решить какую-то проблему, решайте другую. И вы поймёте, что каждая решёная проблема принесёт вам идеи, как решить другие проблемы. Если вы всем сердцем верите в свой сценарий, не сдавайтесь! Не будьте Джорданом Пилом из альтернативной вселенной, где он бросил писать, и не получил свой Оскар!
 

 
Мы уверены, что это была полезная информация для многих из вас.
Но если вы хотите написать сценарий под присмотром наших редакторов, а параллельно изучать теорию драматургии у лучших преподавателей, посещать мастер-классы состоявшихся в профессии людей, и вообще окунуться в творческую среду близких по духу, записывайтесь на сценарный курс «Поворотный пункт». Все подробности — по ссылке: https://www.artkinoclub.ru/kinokursy/scenarnyj-kurs-polnyj-metr/
 

Кроме того, не забывайте о том, что осталась одна неделя, когда можно прислать свою заявку на питчинг жанровых полнометражных проектов. Детали и анкету участника найдёте тут: https://www.artkinoclub.ru/pitching/ 

 

Источник: http://scriptshadow.net/how-not-to-get-stuck-writing-a-screenplay/